Городской округ город Енисейск
Официальный интернет-портал органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Енисейск

Новое в законодательстве о местном самоуправлении

Автор: Максим Бочаров
Принят Федеральный закон от 20.03.2025 №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон от 20.03.2025 №33-ФЗ), который вступает в силу с 19.06.2025, за исключением ст.ст. 32, 37, 39 и ч.23 ст.89, вступающих в силу с 01.01.2027, и применяется с учетом установленных им особенностей.

Данный Федеральный закон содержит значительные изменения организационных и правовых основ местного самоуправления по сравнению с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако,  в части отдельных вопросов сохраняет прежнее правовое регулирование.

Прежде всего, Федеральный закон от 20.03.2025 №33-ФЗ предусматривает только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения, последний для Алтайского края не характерен.

При этом, регионам предоставлено право законом субъекта Российской Федерации определить территориальную организацию местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в городских и муниципальных округах либо в муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).

Введены четыре способа избрания главы муниципального образования: на выборах; представительным органом из своего состава; представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; представительным органом из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Новым является последний способ избрания.

При этом, в последнем случае порядок предварительного рассмотрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается региональным законом.

Одной из новелл является то, что глава муниципального образования, имея возможность возглавлять местную администрацию в случае, если это установлено законом субъекта Российской Федерации, не может исполнять полномочия председателя представительного органа. Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ понятие «вопросы местного значения» (ст.32) заменено на понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». При этом, полномочия по решению данных вопросов разделены на:

1) полномочия, не подлежащие распределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, такие полномочия реализуются только органами местного самоуправления;

2) полномочия, которые региональным законом могут быть перераспределены для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого закона данные полномочия реализуются только региональными органами власти за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и не могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке наделения отдельными государственными полномочиями. В случае непринятия такого закона эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета;

3) полномочия, решение об осуществлении которых органами местного самоуправления может быть принято региональным законом. Такие полномочия в силу Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ считаются перераспределенными для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и могут быть региональным законом возложены на органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение реализации таких полномочий осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом передаваемых в обязательном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований единых, дополнительных и (или дифференцированных) нормативов отчислений от отдельных налогов и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, и (или) межбюджетных трансфертов.

Однако, ст.32 Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ, которой регламентированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, вступит в силу лишь с 01.01.2027. До указанной даты органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст.ст. 14-18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ изменены порядок проведения схода граждан, опроса, публичных слушаний и общественных обсуждений, собрания граждан, внесения инициативных проектов, организации деятельности территориального  общественного самоуправления, требования к старосте сельского населенного пункта.

Согласно Федеральному закону от 20.03.2025 №33-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с ним не позднее 01.01.2027. До их приведения в соответствие с данным Федеральным законом они применяются к соответствующим отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике