видеозвонок через мессенджер Viber, Telegram либо WhatApp, на экране
телефона высвечивается номер «900» или логотип известного банка.
Когда гражданин отвечает на звонок, то в ходе разговора мошенники,
представляющиеся « роботизированной системой банка» просят подтвердить,
видит ли гражданин свое лицо на экране смартфона и, в случае отсутствия
изображения, просят нажать на значок камеры.
Если гражданин не включает камеру во время разговора с «банком», вызов
сразу сбрасывается.
Но если человек подключает камеру для видеозвонка, мошенники получают
возможность записать его биометрические данные (изображение лица и голос).
После получения биометрических данных мошенникам открывается доступ:
- к личному кабинету системы «банк-онлайн», а, значит, полный доступ ко
всем счетам гражданина, если он не ограничил его заранее, подав
соответствующую заявку в банк;
- к дистанционной системе платежей, которую сейчас развивают многие
банки, например, «оплата улыбкой» в Сбербанке;
- к личному кабинету на портале «Госуслуги», соответственно - доступ к
электронно-цифровой подписи — в том числе квалифицированной, если
дополнительно подключиться к системе «Госключ». С помощью электронной
подписи мошенники могут дистанционно заключать сделки с недвижимостью,
брать кредиты и т. д.
Во избежание хищения биометрических данных, не стоит принимать
незнакомые видеовызовы, в том числе, если на экране смартфона
высвечивается известный логотип.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2022 No 572-ФЗ,
единственным официальным хранителем биометрических данных граждан
является Единая биометрическая система.
Граждане могут узнать о наличии биометрических данных в этой системе,
нажав на раздел «Биометрия» в своем профиле на «Госуслугах». Посредством
«Госуслуг» можно также отозвать свое согласие на обработку
биометрических данных.